Иудино Дерево

                                                                                                                   Когда, страдая от простуды,
                                                                                                                  Ай-Петри  высится в снегу,
                                                                                                                  Кривое деревце Иуды
                                                                                                                  Цветет на южном берегу.
                                                                                                                 Весна блуждает где-то рядом,
                                                                                                                 А из долин уже глядят
                                                                                                                 Цветы, напитанные ядом
                                                                                                                 Коварства, горя и утрат

Николай Заболоцкий

из сборника «Весна в Мисхоре»

           

 

  Предрассудки, суеверия, предубеждения…

 

    Это тема возможно не для страниц сайта предприятия,  которое занимается ландшафтным дизайном, но все-таки  этот вопрос затрагивает нас  непосредственно. Здесь  переплелись в сложный клубок  знания по ботанике,  истории, христианской мифологии, языческого наследия,  культурологи….  И,  конечно одна из нитей клубка – это  озеленение. Как тут не поделиться своим мнением?  Давайте попробуем этот клубок распутать.

 

    Поговорим об одном из предрассудков, можно сказать,  о целом понятии, а именно  - ИУДИНО ДЕРЕВО. Намеренно  используем для характеристики слово  «понятие»,  поскольку речь не об одном растении, а о целом ряде  растений, которые со времен евагелийской истории  обросли массой высказываний, притч и  мифов. А они, в  свою очередь, и сформировали  часто очень суеверные  взгляды  на ботанический вопрос.

 

    Начнем с Осины. Когда о ней заходит речь, то первое, что слышишь: «Ой! На осине Иуда повесился! Да и крест, на котором Спасителя распяли, был  осиновым!» Конечно, даже слова «повешение» и «Иуда» - это своего рода табу, о которых говорят вполголоса.

 

    Почему такое отношение?

 

    В соответствии с Ветхим Заветом «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (Втор. 21, 23). Вот первый негатив, влияющий на наше восприятие, восходящий к архаическим ритуалам казни, как заклания в жертву.  Сразу скажем, что повешенный на древе креста Христос, принявший на себя проклятие человечества, и повесившийся Иуда, несущий бремя собственного проклятия, представляют собой многозначительную симметричную антитезу. Задумайтесь над этим.

 

    Но отойдем от ветхозаветной темы и вспомним этиологические мифы, связанные с осиной.

 

    Иуда сначала выбрал березу, чтобы повеситься – береза же побелела от страха. А плоды рябины и древесина ольхи приобрели красный оттенок  после того,  как на них попала кровь апостола-отсупника.  Hа Укpаине и в Польше бyзинy считали проклятым деревом. Здесь известна легенда о том, что на бузине повесился Иуда, отчего ее листья и ягоды издают резкий запах, ее нельзя использовать в бытовых целях и т.п.

 

    Но все же именно осину народ считает проклятым деревом за то, что на нем, по преданию, удавился предатель. И трепет осиновых листьев связывают  у восточных славян с этим событием.  

 

    Существует еще варианты этого поверья:осиновые листья до сих пор дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии; или же под осиной укрывалась во время бегства в Египет Богоматерь с Предвечным Младенцем и осина проклята не Спасителем, а Богородицею за то, что выдала их своим шелестом.

 

    На Украине существовало также поверье, согласно которому осины не кладут при постройках в стены домов, «а, то вся сім'я тремтітиме  день і ніч від хвороби так, як тремтить осика». Но, в то же время в русском деревянном зодчестве осина широко использовалась в строительстве домов, даже купола церквей покрывали дощечками из осины (опять антитеза). Возможно потому, что осина плохо горит – «осина не горит без керосина». И строения из нее были устойчивы при пожарах.

 

    Если же брать греко-римскую мифологию, то в две осины превратились сёстры Фаэтона — гелиады Феба и Лампетия после того, как разгневанный Зевс убил Фаэтона ударом перуна, и тот упал в реку По.

 

     Все-таки перейдем к ботаническому описанию этого дерева.

 

    Осина, или Осина обыкновенная, или Тополь дрожащий (лат. Pópulus trémula) — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые.

 

   Осина выделяется колонновидным стволом, достигающим 35 м высоты и 1 м в диаметре. Живёт 80—90, редко до 150 лет. Растёт очень быстро. Старые, крупные и при этом здоровые особи — большая редкость.  Кора молодых деревьев гладкая, светло-зелёная или зеленовато-серая, ближе к комлю с возрастом растрескивается и темнеет.

 

   Древесина белая с зеленоватым оттенком. Листорасположение — очерёдное. Листья округлые или ромбические (обратите на это внимание, ниже мы вернемся к форме листьев), длиной 3—7 см, острые или тупые на вершине, с округлым основанием, края городчатые, жилкование перистое. У порослевых побегов листья могут иметь гораздо большие размеры (до 15 см) и почти сердцевидную форму. Черешки листьев сплюснуты с боков в верхней части, длинные, поэтому листья легко колеблются при движении воздуха. Осенью листья окрашиваются в различные тона — от золотистых до красных.

 

   Растения раздельнополые. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в свисающие серёжки. Мужские серёжки красноватые, длиной до 15 см, женские серёжки зеленоватые и тоньше. Цветёт осина до распускания листьев. Плод — очень мелкая коробочка; семена снабжены пучком волосков — пуховкой.  Имеются декоративные формы с плакучими и пирамидальными кронами.

 

   Используют осину в озеленении как быстрорастущее дерево (удобно закрыть кроной неприглядный вид – дорогу, постройки соседей и т.д.).

 

   Кору применяют для дубления кожи. Она служит для получения жёлтой и зелёной краски. С цветков осины в апреле пчёлы собирают пыльцу, а с распускающихся почек — клей, который перерабатывают в прополис. Молодая поросль является зимним кормом для лосей, оленей, зайцев и других млекопитающих.

 

   И все же, почему осина трепещет листвой даже, когда практически нет ветра? Известное выражение «дрожит, как осиновый лист».  Должно же быть объяснение, которое не связано с мифами.

 

   Довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо — вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому лёгкому ветерку. Имеется предположение, что это связано с тем, что осина, в связи с быстрым ростом, не успевает нарастить достаточно большую толщину и крепость основного ствола, в то время как общая площадь листьев достигает довольно больших размеров. Поэтому на сильном ветру растение с плотно прижатыми к стеблям листьями постоянно бы теряло их (листья осины держатся на длинных довольно свободных черешках); а негнущийся ствол сломался бы (ствол осины чрезвычайно гибок, семейство Ивовых, все-таки).

 

    Осина широко распространена в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии.

 

    Вот это и есть основная антитеза – ареал распространения. Осина никогда не росла в Палестине. Никак она не могла быть причастна ко всем тем событиям, которые мы описали выше. Обидно, что достоинства Тополя дрожащего задвинули в дальний угол, а выпятили какие-то совсем мифические качества. Ну, никак нельзя назвать осину Иудиным Деревом!!!

 

    Но обелив репутацию осины, мы еще не распутали наш хитрый клубок. Давайте разбираться дальше. Переберемся в Иудею.

 

 «Он давно уже во время своих одиноких прогулок наметил то место, где он убьет себя после смерти Иисуса. Это было на горе, высоко над Иерусалимом, и стояло там только одно дерево, кривое, измученное ветром, рвущим его со всех сторон, полузасохшее. Одну из своих обломанных кривых ветвей оно протянуло к Иерусалиму, как бы благословляя его или чем-то угрожая, и ее избрал Иуда для того, чтобы сделать на ней петлю. Но идти до дерева было далеко и трудно, и очень устал Иуда из Кариота». Такими полными драматизма строками описывает то дерево, которое получит имя Иуды,  Леонид Андреев в своей повести «Иуда Искариот».

 

   Но все же вопрос остается. Что это за дерево?  Его ботаническое описание?

 

   По преданиям, Иуда Искариот все-таки повесился на более “подходящем” к  местности дереве - Смоковнице.

 

   “Справа от ворот есть оливковая посадка, где находится смоковница, на которой повесился Иуда. Ее ствол стоит огражденный камнями. Городские ворота примыкают к красным воротам, бывшим в храме, от них существует порог и кладка”, пишет паломник Антонин из Плаценции в своей книге “Путник”, путешествуя ок.565-614года н.э.

 

      “Когда-то в этой долине показывали дерево, на котором повесился Иуда. В сообщениях древних пилигримов нередко упоминается смоковница, о которой пишет, например, епископ Аркульф (670 год): “Там же и до сего дня указывается большая смоковница, наверху которой висел в петле несчастный Иуда, как воспел Ювенк, пресвитер, писавший стихи: «Он принял безобразную смерть на верхушке смоковницы»”

 

      Петр Диакон (XI век) в “Книге о Святых местах” цитирует английского богослова Беду Достопочтенного (672-735): “При выходе из ворот Давидовых попадается мост, направляемый через долину к югу; у середины ее к западу стоит большая смоковница, на которой удавился Иуда”.

 

 

   Но в чем парадокс! Несмотря на такие описания и свидетельства, никто смоковницу не назвал Иудиным Деревом.

 

   В Палестине  растет еще одно растение, в перечне его наименований встречается название Иудино дерево. Чаще таким именем одаривают Церцис.

 

  Ботаническое  название — Церцис европейский (Cercis siliquastrum L). От греческого 'cercis' — ткацкий челнок; плоды по форме напоминают челнок.

 

   На самом деле Церцис европейский - дерево необыкновенной красоты. В природе произрастает в Западном и Восточном Средиземноморье, Западной и Южной Малой Азии, Сирии, Ливане, Северном Иране, на Кубани. Наибольшая высота —15м, часто растет кустообразно. Дерево с кроной шаро- или шатровидной формы, одетое в темную, почти черную, с глубокими трещинами кору, ствол зачастую искривлен, что придает дереву особую декоративность. Листья полукруглые, цельные или вверху слегка выемчатые, до 8 см длиной, кожистые, темно-зеленые, матовые сверху, сизые снизу, осенью светло-желтые. Весной, во время цветения, когда все ветви сплошь покрываются пучками фиолетово-розовых цветков, выходящих как бы из коры, деревья волшебно красивы. Цветки до 2,5 см в диаметре, без запаха, появляются на стволе и ветвях пучками до распускания листьев и опадают через месяц. Плоды плоские, коричневые бобы, до 10 см длиной, очень декоративен в пору созревания плодов.

 

   По преданию после трагической смерти Иуды белое цветение этого дерева стало фиолетово-розовым. В Одессе  и Никитском ботаническом саду есть все-таки изящная белоцветковая форма (С. s. f. albidaС. К. Schneid.).

 

Церцис насчитывает 7 видов листопадных, красивоцветущих деревьев или кустарников. Из них два обитают в Китае: церцис китайский (С. chinensis Bunge.) - в Центральном и Западном, церцис кистистый (С.racemosa Oliv.) - в Центральном. Два вида - церцис европейский (Cercis siliquastrum L.) и церцис Гриффита (С. griffithii Boiss.) растут в областях древнего Средиземья, юго-западном Памиро-Алтае, горном Туркменистане, Афганистане, Иране и единственном месте Закавказья - в ущелье Шванидзор. Все они очень теплолюбивы, а значит, полюбоваться ими в собственном саду весьма проблематично. Более выносливы североамериканские виды: церцис почковидный (Reniformis Engelm.), церцис западный (С. occidentalis Torr.) и церцис канадский (С. canadensis L.).

 

     Церцис канадский — Cercis Canadensis L. Происходит из наиболее северных мест среди всех представителей рода, морозо- и засухоустойчив и потому поэтому его можно попытаться вырастить в наших краях. Районы его естественного произрастания - от Нью-Йорка на юг до Северной Флориды, на запад до Айовы, Техаса и Северной Мексики.  Крупное дерево, до 12 м высотой, с крупной листвой до 16 см длиной, темно-зеленые с сизоватым отливом, осенью нежного светло-желтого цвета. Листья широкоовальные или сердцевидные, на вершине тупо-заостренные, полу-кожистые, гладкие. Светло-розовые цветки канадского церциса немного меньше, чем у его европейского родича, но это вполне компенсируется их количеством: пушистые пучки из 4-8 цветков делают растение стильным и своеобразным. В конце августа - сентябре созревают бобы (6-10 см длины и 2 см ширины), которые могут висеть на деревьях до двух лет.

 

    Почему же Церцис называют Иудиным деревом?

 

    Скорее всего, это связано с тем, что первыми завезли это растение в Европу французы. Они называли его «Дерево из Иудеи». Культивируется оно с XVI века. В России в культуре с 1813 года. Тут же «Дерево из Иудеи» или «Иудейское дерево» превратилось в «Иудино дерево».  Такое малое изменение согласования слов в названии придало драматизм и мрачность. К сожалению, измененное название и вошло в русскую речь.

 

   А осина получила это название, скорее всего из-за своего листа (помните, мы просили Вас обратить внимание на его форму).  Сравните описание листа церциса и осины. Листья у этих растений округлые. Кроме осины в ту пору не было еще растений с округлым листом в местах, где жили восточные славяне (многие растения еще не были интродуцированы  в наших местах), поэтому, видевшие церцис, перенесли свое отношение к Иудиному дереву на растение наиболее похожее листвой.

 

   Подобные вещи встречаются в христианских традициях. Например: Вербное Воскресенье у восточных славян – Праздник Входа Господнего в Иерусалим. Славяне заменили пальмовые ветви на вербные. Поскольку Спасителя приветствовали все же пальмовыми ветвями, как Царя Израиля. Правильно было бы называть этот день Пальмовым Воскресеньем.  Но измененная традиция имеет великую силу.

 

   Мы,  возможно, не совсем размотали запутанный клубок, который скрыл под собой истинное Иудино дерево, но многие нити из него мы все же освободили. Думаю,  теперь наших у читателей уйдет налет суеверий, возможной ошибочности в суждениях и предрассудков.  И они не откажутся увидеть у себя на участках действительно чудесные растения лишь из-за того, что кто-то когда-то их назвал так неблагозвучно.